Это получается народное искусство. Кстати, не стоит путать шутов и скоморохов: выступали для знати первые, а скоморох - это как раз скорее синоним бродячего артиста.
Зарегистрирован: Чт май 13, 2010 8:23 pm Сообщений: 11475 Откуда: Екатеринбург
Любимый смешарик: Пин
Заслуженная репутация: 1828
Sergio писал(а):
Это получается народное искусство. Кстати, не стоит путать шутов и скоморохов: выступали для знати первые, а скоморох - это как раз скорее синоним бродячего артиста.
Определяющий признак народного искусства - отсутствие автора как такового и отсутствие устойчивого содержания, будь то песня или сказка, её вариации будут различны, в зависимости от исполнителя.
Так что авторские гастролирующие татары, а также скоморохи и шуты это всё же массовое искусство. К нему же можно причислить и некоторые книги те времён.
Нет, называть их так было бы невежественным анахронизмом. К тому же, я не понял, как выдвинутые тобой критерии народного искусства оспаривают принадлежность к нему гастролирующих татар ( ), скоморохов и шутов. Ни имена шутов, ни содержание их быличек, как правило, всё ж не дошли до современных глаз и ушей. См. нижеприкреплённый весьма показательный скриншот поискового запроса - все "известные шуты" в выдаче это персонажи литературы или кино. Хотя из реально живших людей я бы, например, сходу назвал Станчика. Нередки заимствования элитарной культуры из народной. Возможно, мотивы сказок Арины Родионовной так бы и канули в Лету, если бы их не записал конвенционально причисляемый к представителям высокого искусства Пушкин. Также, например, и Тиль Уленшпигель - персонаж народного фольклора, о приключении которого к новому времени появились оперы и симфонии. Т.е. да, имело место взаимопроникновение, но границы были очерчены чётко. Но феномен массовой культуры в контексте тех эпох невозможен, ибо не было ни средств массовой информации, ни информационного пространства как такового (тв, интернет), ни развитых капиталистических институтов.
Отмечу также, что я транслирую не какую-то экзотическую ультратрадиционалистскую точку зрения, а информацию из учебников по обществознанию для средней школы, таким образом, Артём спорит не со мной, а со вполне устоявшимся академическим мейнстримом в культурологии. Непривычно наблюдать за ним такое поведение, учитывая, как он упорствовал в защите научного подхода в том же споре с задорновцем-антинорманистом, чей ник мне лень вспоминать.
Эта тема никогда не потеряет своей актуальности. В особенности для меня, как для человека сверхконсервативных взглядов, считающего, что "раньше" действительно было лучше практически во всех аспектах жизни.
Зарегистрирован: Чт май 13, 2010 8:23 pm Сообщений: 11475 Откуда: Екатеринбург
Любимый смешарик: Пин
Заслуженная репутация: 1828
Sergio писал(а):
Ни имена шутов, ни содержание их быличек, как правило, всё ж не дошли до современных глаз и ушей.
Ну так и часть нынешней произведений массовой культуры канет в лету, часть уже канула. Лост медиа, есть аткое понятие. Не аргумент, короче.
Sergio писал(а):
Но феномен массовой культуры в контексте тех эпох невозможен, ибо не было ни средств массовой информации, ни информационного пространства как такового (тв, интернет), ни развитых капиталистических институтов.
Книгопечатание появилось в XV веке, да читать умели тогда не все, но всё-же. Почему многие книги, которые были написаны исключительно для удовлетворения сиюминутных низменных потребностей знати, нельзя отнести к массовому искусству? Были же такие, и немало таких было.
Sergio писал(а):
Отмечу также, что я транслирую не какую-то экзотическую ультратрадиционалистскую точку зрения, а информацию из учебников по обществознанию для средней школы, таким образом, Артём спорит не со мной, а со вполне устоявшимся академическим мейнстримом в культурологии. Непривычно наблюдать за ним такое поведение, учитывая, как он упорствовал в защите научного подхода в том же споре с задорновцем-антинорманистом, чей ник мне лень вспоминать.
Я принимаю ту точка зрения, которая является достаточно обоснованной. У меня нет пиетета перед т.н. "сакральным научным знанием".
Книгопечатание появилось в XV веке, да читать умели тогда не все, но всё-же. Почему многие книги, которые были написаны исключительно для удовлетворения сиюминутных низменных потребностей знати, нельзя отнести к массовому искусству? Были же такие, и немало таких было.
Да, есть мнение, что именно И. Гутенберг со своим книгопечатанием во многом и предвосхитил эру модерна, по сути открыв ящик Пандоры, откуда по всему честному свету разлетелись демоны общей образованности и эрудиции. Процесс был вялотекущим, краски сгущались от века к веку, но окончательно дьявол явил себя лишь по завершению Первой мировой.
Не нужно недооценивать литературу той эпохи, даже кажущуюся продуктами самой низшей пробы. Читать и писать тогда умела лишь знать - превосходно информированные в философии, религии и оккультизме сливки общества, ознакомленные с классическими текстами и стремившиеся наполнить свои тексты новым словом в искусстве. Если взять хотя бы куртуазные рыцарские романы, высмеянные Сервантесом, - образованный человек найдёт там явное влияние алхимиков, гностицизма, альбигойской ереси и прочих мудрствований лукавых, предназначенных отнюдь не для праздного развлечения для дворян и разночинцев, и мотивированным вовсе не жаждой наживы, - нет, писалось всё это в ярком порыве религиозного откровения. Пытливые умы стремились постичь великую мудрость-Софию, обрести святой Грааль и раствориться в боге.
Artyom писал(а):
Я принимаю ту точка зрения, которая является достаточно обоснованной. У меня нет пиетета перед т.н. "сакральным научным знанием".
Зарегистрирован: Чт май 13, 2010 8:23 pm Сообщений: 11475 Откуда: Екатеринбург
Любимый смешарик: Пин
Заслуженная репутация: 1828
Sergio писал(а):
Не нужно недооценивать литературу той эпохи, даже кажущуюся продуктами самой низшей пробы. Читать и писать тогда умела лишь знать - превосходно информированные в философии, религии и оккультизме сливки общества, ознакомленные с классическими текстами и стремившиеся наполнить свои тексты новым словом в искусстве. Если взять хотя бы куртуазные рыцарские романы, высмеянные Сервантесом, - образованный человек найдёт там явное влияние алхимиков, гностицизма, альбигойской ереси и прочих мудрствований лукавых, предназначенных отнюдь не для праздного развлечения для дворян и разночинцев, и мотивированным вовсе не жаждой наживы, - нет, писалось всё это в ярком порыве религиозного откровения. Пытливые умы стремились постичь великую мудрость-Софию, обрести святой Грааль и раствориться в боге.
Не слишком ли ты романтизируешь знать того времени?
И сейчас все поголовно с высшим образованием, но качество умов, получивших высшее образование, сильно разнится.