Денис Чернов, 02.09.2019, РИА Новости https://sn.ria.ru/20190902/1557948861.html
- Почему героями "Смешариков" стали именно животные, а не люди? - "Смешарики" для меня уже как люди, они просто выглядят как животные. В первую очередь это все пошло от графики. Первые созданные нами два персонажа подкупали своей простотой, лаконичностью и симпатичностью. Вокруг этих двух героев и начало образовываться сообщество. Персонажей становилось все больше и больше. - Были ли когда-то плагиаты "Смешариков"? - Видели "интернетовское" творчество фанатов, где "Смешарики" изображались в квадратной форме. Мы к этому спокойно относимся, считаю, что это даже забавно. - Надеялись ли вы на такой успех этого проекта? - Нет, я надеялся, что, дай бог, мы сделаем две серии. Честно скажу, меня пригласили и сказали, что будет 200 серий, но я не поверил, что у нас вообще что-то получится. Подумал, что некоторое время поработаем и разойдемся. А в итоге все это затянулось надолго. На начальной стадии создания проекта мы ставили себе только одну задачу: весело провести время. И так вышло, что веселимся уже 16 лет. - В чем вы видите главную проблему российского анимационного кино? - Мне кажется, это вторичность. То есть желание что-то повторить, то, что уже сделали давно, или то, что сделали недавно, но за пределами нашей страны. - В чем особенность профессии аниматора? - Профессия аниматора достаточно проблемная. Она в себе совмещает несколько профессий. С одной стороны, это художник, который представляет, как будет выглядеть графика на экране. С другой стороны - актер, который эту графику заставляет двигаться. В итоге получаем уже готовое движение, которое обманывает наш мозг, и создается ощущение, что это живой персонаж. Режиссер должен быть аниматором и обязан учитывать, в какой технологии он будет реализовывать свой проект. - А хотели бы вы снять кинофильм? - По-моему, Александр Михайлович Татарский говорил, что он не верит в существование режиссеров-аниматоров, которые не хотят снять фильм. Наверное, мне бы тоже хотелось снять фильм. Но я не знаю, насколько это реализуемо в моей жизни.
Илья Попов, 13.02.2019, Эхо Москвы https://echo.msk.ru/programs/kapital/2370559-echo/
― Илья, я точно знаю, что работники телевидения, как правило, не могут смотреть телевизор. Люди, которые работают на шоколадной фабрике, раз и навсегда объелись конфет. Вы, вообще, можете видеть мультики или уже насмотрелись? ― Во-первых, с удовольствием смотрю мультфильмы всю жизнь. Делаю это и потому, что нравится, и потому, что постоянно отсматриваю материалы и наши российские, и международные. Испытываю от этого огромное удовольствие.
― В детстве какие вы мультики смотрели?
― Я рос в Советском Союзе, поэтому смотрел те же мультфильмы, что и все. Для меня и Винни-Пух наш, советский, и «Ну, погоди», и Чебурашка… вот сейчас радиостанция, я сегодня вот – Чебурашка.
― Вы человек молодой, потому что наверняка застали, когда у нас «Том и Джерри» показывали, когда у нас были «Утиные истории». ― Я только-только заставал, конечно, тоже смотрел, но всё-таки вырос я, наверное, всё-таки в большей степени на советских мультфильмах. А всё, что касается Диснеевской сериальной классики, конечно, эти мультфильмы всегда нравились и привлекали. Они для меня уже попали на тот возраст, когда они мне стали интересны то, как они сделаны, как это построено и, наверное, абсолютно правы, что эти конкретно проекты, там уже у меня было осознанное смотрение. Вырос я на советских мультфильмах, а Диснеевские в каком-то смысле сподвигли меня заниматься тем, чем я занимаюсь.
― А самый любимый мультик из детства того? «Ёжик в тумане», нет? ― Нет, «Ёжик в тумане», кстати, я в детстве, как и многие дети, сложно воспринимал. Наверное, всё-таки «Ну, погоди», я думаю.
― Если рассматривать рынок мультипликации в России, кто сейчас всё-таки компания №1,№2, №3 на рынке вы впереди. «Мельница», «Маша и медведь»? ― Наверное, так скажу, что, так как мы все в определённом смысле являемся пионерами на этом рынке, и компании стартовали, кто чуть раньше, кто чуть позже, первым стартовала «Мельница», следующими как раз стартовали мы, «Анимаккорд» с «Маша и медведи» гораздо позднее. Есть и другие крупные студии, например, «ВизАрт», которая стартовала ещё позднее. И даже «КиноАтис» — все эти компании, на самом деле гораздо большее их число, наверное, если считать по количеству людей, задействованных в производстве, ну, плюс-минус сопоставимы. Если мерить категориями успеха коммерческого, то, например, у «Мельницы» — они очень успешны и известны своими полнометражной франшизой «Богатырей». Причем именно эта франшиза успешно работает и собирает основной доход именно в российских кинотеатрах, и они в этом смысле являются абсолютными лидерами на фоне всех российских студий. «Анимаккорд» - очень успешная компания, стартовавшая с «Машей и медведем» как с международным проектом, и тоже здесь является, наверное, абсолютным лидером среди всех российских компаний, вышедших наиболее успешно на международный рынок, по сравнению со всеми. ― То есть, у них большая часть бизнеса за границей находится? ― У них большая часть бизнеса за границей находится. Если брать тот же молодой «ВизАрт» как компанию, занимающуюся полнометражными фильмами, это тоже компания, которая стала на сегодняшней день самой успешной компанией, создающей полнометражные анимационные фильмы, также успешно выходящие не просто в России, а в международный прокат. ― А как у вас-то дела обстоят? Вы всё про других. ― Да, а мы, говоря про нашу специфику и особенность, вообще, не совсем анимационная компания. Мы-то компания, бесспорно, наша анимационная студия, студия «Петербург», которая все эти годы снимает самих «Смешариков», и потом к ним же присоединившаяся студия «Аэроплан», которая снимает «Фиксиков», обе эти студии работают над созданием проектов. Для нас, для меня, например, основной бизнес, которым наша компания занимается, это бизнес создания анимационных героев, их вселенных, и дальнейшее их существование во всех вариациях и плоскостях, где основную, в том числе, выручку мы получаем не столько от реализации нашего контента, сколько вот от реализации всей той продукции, которая сопровождает эти проекты. ― Игрушки, йогурты. ― Да, игрушки, продукты питания, одежда, услуги и масса всего, что только можно представить вокруг. Только по одним «Смешарикам» это 6000 наименований продукции, по «Фиксикам» еще около 4000. И в этом смысле, плюс мы, действительно, компания, которая смогла построить, если сопоставлять нас, если, например, «ВизАрт», успешно смог запустить несколько кинофраншиз, а «Анимаккорд» в этом смысле концентрировался все эти годы конкретно на «Маше и медведе», а наша компания как раз отличается от всех этих компаний тем, что мы запустили несколько проектов, все успешными. ― Вы раскладываете яйца по разным корзинам. ― Я бы сказал, что мы создаем матрицу проектов, чтобы действительно работать с аудиторией во всех возрастах и следовать за аудиторией. В этом смысле потому сейчас недавно появились «Малышарики», как один самых наших молодых проектов, где как раз мы понимаем, что ниша проектов, ориентированных на молодых мам с детьми в возрасте до 3-4 лет, все эти годы, несмотря на то, что многие проекты были созданы, так и оставалась незаполненной не только в России, так и за рубежом. ― «Свинка Пеппа»? ― Я говорю про российские проекты. Я не говорю, что в мире не существовало таких проектов. Конечно, и до «Смешариков» существовала масса успешных проектов. Тем не менее, мы взялись за этот проект. Но среди российских проектов их точно не было. А на самом деле, если копнуть в мире, то, действительно, феномен «Свинки Пеппы» один из немногих проектов, которые по-настоящему выстрелили, работая на вот эту самую малышовую аудиторию. В России, например, таким успешным проектом. Который сейчас очень уверенно выходит не только на российском рынке, но и на международном, является «Три кота».
― Чем «Малышарики» отличаются от «Смешариков»? и там, и там идет обучение. ― Я могу коротко ответить на этот вопрос. «Смешарики» — изначально проект, который изначально не создавался как проект для малышей. Таким он и является, благодаря как раз простоте образов, как раз он отлично заходит на эту аудиторию. Часть аудитории, которая, действительно, плохо знакома с этим проектом, а таких, правда, мало, воспринимается визуально, как проект, ближе к детским. Но те, кто действительно смотрели с детьми или без детей ни одну, ни две серии, а хотя бы серий 5-10, все серии, которые существуют сейчас у нас, сняты, что называется, с таким глубинным двойным, тройным смыслом. И родитель видит в этих сериях одно… ― А сколько всего серий? ― Сейчас «Смешариков» уже около 200, но при этом еще у нас было снято много спинофф-проектов. В общей сложности их уже больше 400 серий. А «Малышарики» — это как раз проект, четко ориентированный, как сказал, на аудиторию малышей, мамы и малыши. Он именно образовательный. У «Смешариков» мы ввели для себя такое понятие как развивающая драматургия. Наш бессменный худрук Анатолий Прохоров именно такую задачу ставил сценаристам, чтобы никакого прямого назидательства. У нас многие серии заканчиваются таким образом, что это, скорее, повод ребенку задать вопрос родителю или родителю обсудить, про что и какой в итоге вывод из этого можно сделать. Это не та классика, когда детский мультик, где всё разжевано в конце. «Смешарики» совершенно в другом формате выстроены. Если говорить про «Малышариков», это, в первую очередь, музыкальный образовательный проект. Здесь действительно есть заданная тема. Здесь четко расписаны планы этих серий так, чтобы дать всю палитру тем, которые ребенок проходит в период раннего развития 2-4 лет по всем-всем основным составляющим. И всегда в конце каждой серии идет оригинальная песня. В каждой серии мы действительно, наши бессменные композиторы Марина Ланда и Сергей Васильев пишут оригинальную песню, раскрывающую эту тематику. Таким образом идет закрепление материала. И сами по себе «Малышарики» — это не смешарики-малыши. Это, условно, игрушки, прообразом которых являются наши смешарики, живущие на столе в комнате у ребенка. Снимается этот сериал совершенно в другой технологии, довольно уникальной для России и для мира, технологии совмещения, где идет работа живой камеры, и потом уже аниматоры внедряют в реальное видео анимационных героев, и создается реальное ощущение на экране таких оживших…
― Вы сказали, Илья, что 6000 продуктов под брендом «Смешарики» и 4000 еще «Фиксиков» . 4000 плюс 6000 это 10000. Это можно, если не гипермаркет, то супермаркет полностью заполнить. А сколько, например, для понимания, продуктов под брендом Микки-Мауса существует? ― Про Микки-Мауса не скажу. Из тех цифр, которые мне попадались, например, таким для меня, очень характерным ярким примером, референсом, на который мы тоже ориентируемся, является компания Sanrio со своим известно уже во всем мире брендом Hello Kitty. Проект уникальный. В нем, например, как пример, порядка 30 000 наименований продукции, также постоянно обновляемой. Так что у нас тоже есть, к чему стремиться.
― Наверное, конечно, миллион раз у вас спрашивали. Вот все-таки «Смешарики» — то, что они выстрелили, на сколько процентов это была удача, а насколько все вот так правильно и мудро изначально выстроили, Илья? ― Удача нам сопутствовала и сопутствует все время, с первого дня проекта и по-прежнему сейчас, но, конечно, назвать это просто случайном удачей, удачным совпадением нельзя. Во-первых, действительно, когда было принято решение взяться за этот проект, до его появления вообще на свет, выхода первой серии, мы потратили порядка двух лет на то, чтобы этот проект разработать и постараться сделать его действительно изначально настолько успешным, насколько это вообще возможно было в условиях такого первого сериального проекта. ― Это ваш собственный проект или деньги государства, инициатива государства? ― Нет, конечно, это наш собственный проект. Этот сериал, как производство сериала, действительно был поддержан, как и многие другие на самом деле проекты, госденьгами. Но сказать, что и до нас, и в период, когда проект поддерживался, и после Министерство культуры поддерживало множество проектов, но большинство из них никто не помнит и не знает, а «Смешарики» действительно успешно выстрелили. Когда мы действительно получали эту самую господдержку, мы получали приблизительно те же объемы поддержки, которые другие студии получали и снимали в рамках этой поддержки 2, 3, 4 каких-то сюжета, мультфильма за год, а мы при тех же объемах поддержки снимали 20 серий. ― А сложнее всего было все-таки что? пролезть в телевизор или получить эту господдержку, или…? ― Во-первых, возвращаюсь еще раз к теме начала и государства, разумеется, никакое государство на разработку проекта денег не давало. То ест, сама разработка проекта с самого начала велась на наш страх и риск. Более того, всегда эта поддержка обеспечивала нам возможность профинансировать лишь малую часть производства. Все равно основные ресурсы в производство сериала вкладывались с нашей стороны. И вкладывая собственные деньги, в какой-то смысле идя ва-банк в самом начале, у нас не было права на ошибку. Здесь, конечно, роль… на тот момент, естественно, не было еще никакого YouTube, не было интернета, фильмы и мультфильмы выходили даже не на CD, а еще тогда на видеокассетах, и нам необходима была здесь, конечно, очень серьезная поддержка телеканалов. И это то, с чего мы начали, еще до привлечения какой-то госсубсидии и всего. Мы начали с переговоров с телеканалами. Воспринято это было…. ― Кто вас первый взял? ― Первая серия вышла у нас в эфире «Спокойной ночи, малыши». В действительности основным каналом, который взял проект в такую же полноценную ротацию стал канал «СТС». По сути, именно благодаря «СТС», этот проект как телеканал, в свое время стартовал и стал в прямом смысле, в том числе, лицом самого канала. И как раз именно потому, что… то есть, когда мы пришли показывать в «Спокойной ночи, малыши», у нас буквально были первые чуть ли не одна или две серии. Ровно их мы и показали. И в дальнейшем какие-то из этих серий показывали в рамках этой всем известной программы. Но как раз таки все переговоры с телеканалами у нас шли в том ключе, что, чтобы показывать сериал, должен быть сериал. Не может быть 2, 3 или 5 серий, которые назвали сериалом. ― Покажите нам сезон. ― Да, покажите нам сезон. И в этом смысле мы какое-то время производили. Производили почти год, сняли как раз первые порядка 20 серий. И мы с этими сериями пришли на «СТС», и с 1 июня – с этого момента мы просто празднуем день рождения нашего проекта – сериал встал в эфир. И на протяжении всех этих лет непрерывно там показывается. С тех пор уже стал показываться на многих других каналах, в том числе. Но вот «СТС» у нас стал… то есть, 20 серий хватило, чтобы стартовать. Потом мы начали производить следующие серии месяц за месяцем. Вообще, в принципе, именно об этом месте возникла и сама студия, и действительно это стало сериалом.
― Илья, скажите, возвращаясь к началу нашей беседы, как создавались «Смешарики». И вообще, ваша любовь к советскому мультипликационному кино. Не кажется ли вам, что сейчас фильмы создаются по принципу конвейера? Вы даже сами говорите, что «для меня это такая матрица, куда входят не только мультфильмы, но и сопутствующая продукция». Здесь, мне кажется, больше бизнеса. Даже то, что ваши герои – это такие круглые персонажи, а это идеальная форма, мне кажется, это тоже вписано в вашу бизнес-матрицу. ― То, как создавались «Смешарики», насколько это бизнес, не бизнес, во-первых, если говорить про конвейер, про всё, тогда, когда еще там в конце 30-х годов наши первые аниматоры начинали создавать, еще тогда «Союзмультфильм» в Советском Союзе, это была попытка повторить конвейеры Диснея, которая действительно увенчалась успехом. Благодаря многому тому, что на тот момент было в Советском Союзе, сработало, хотя фактически всё это зажило по-настоящему только где-то в 60-х годах. Действительно зажило по-своему, своим путем, но даже тогда это был своего рода конвейер.
― Раньше анимация была всё-таки такой, авторской. Мы знали режиссёров, а сейчас мы режиссёров не знаем. ― Я точно знаю – Константин Бронзит. Просто он когда-то рисовал иллюстрации в газете, где я работал в 90-х года, поэтому я очень хорошо его запомнил. И потом, ведь он снимает и про богатырей, и снимает фильм, который попал на «Оскар». ― Да, был и остаётся ведущим режиссёром как раз студии «Пилот», действительно, своего рода таким основным творческим сердцем, наверное. И как раз ровно к вопросу преемственности, всего, именно Константин Бронзит и порекомендовал мне в своё время обратиться к Анатолию Прохорову, и это тоже своего рода роль судьбоносную сыграло. И в этом смысле это связка – вначале вы задали вопрос, как это всё появилось – действительно, ставя перед собой цель создания проекта, формулируя какие-то основные, базовые вещи для себя, и для себя лично, и для команды, потому что мы всё это обсуждали достаточно подробно в процессе наших мозговых штурмов. Во-первых, да, мы изначально поставили цель создать не просто копию, условно, Винни-Пуха или какого-нибудь Диснеевского проекта. Мы решили для себя создать проект, который нёс бы в себе культурные коды, мог бы являться таким новым достойным продолжением всей той же самой советской классики в некоем новом формате. Но, с другой стороны, действительно был построен по всем правильным законам для того, чтобы этот проект мог стать… ну, чтобы он был реальным проектом и жил долго и счастливо. И сейчас, по прошествии уже более 15 лет, можно сказать, что да, проект именно как долгожитель состоялся. Он бы не состоялся, если бы он был только и исключительно авторский. Тогда бы мы сняли 20 серий, и всё бы быстро закончилось.
Анатолий Прохоров, 29.12.2003, Радио Свобода https://www.svoboda.org/a/24204074.html Дети, самый счастливый, самый белый, самый новый-новый год, здравствуй, самый счастливый, самый-самый, здравствуй, Новый год...
― Это премьерная музыка к мультфильму, который называется "Смешарики". Это целый большой проект, который пока существует в Интернете. Вы можете эти мультики пока скачать, своим друзьям, и своим детям показать. А он интересен тем, что создатели задались очень благородной целью: противостоять агрессивной экранной среде телевидения и компьютеров, в которую погружен ребенок, и мультсериал в этом смысле уникален. У него будет 200 серий. Еще одну песенку: "Куда уходит старый год", - вы услышите в конце программы, а один из создателей ее - Анатолий Прохоров - у нас в студии. Толя, два слова на эту тему. ― Только два слова. Это мой самый новый и, может, самый любимый проект. Слово "мой" тоже употреблено, как и все остальные, неправильно, поскольку это наш проект. Но мне было очень интересно, когда ребята из Питера пришли ко мне полтора года тому назад с идеями и персонажами. Мы вылизывали это больше года, потом получили большие гранты от "Госкино", и сейчас - производство первых 20 серий из 200 по 6 минут. Действительно аудитория, на которую это рассчитано -малыши, дошкольники и младшие школьники. ― Если вы зайдете на сайт, то вы увидите там таких смешных, маленьких, кругленьких разных крошек, человечков, кроликов, заек, и они все будут говорить о том, как надо друг с другом жить в мире, более или менее перестать друг друга ненавидеть, говорят о таком недетском слове, как толерантность. Я правильно все понимаю? ― Да. Но одна есть еще очень интересная вещь: это делается не в Москве. Я вообще люблю все, что делается не в Москве. Не знаю, почему. Может, потому, что сам родился не в Москве. ... ― И под конец у нас маленькая новогодняя песенка из проекта "Смешарики". Я поздравляю вас с наступающим Новым годом! До встречи в 2004-м году!
Куда уходит Старый год? 12 месяцев подряд ушли за поворот, и вот за ними по пятам уходит Старый год...
|