Согласен. Туда же докидываем Невоспитанного клона, Ульи Копатыча, Плюс снег, минус ёлка, Красную книгу... Перечислять ещё долго можно.
1- Лосяш просто пошутил. 2- Судя по книге, они ночью закончили строить ульи. 3- Ну растает снег и всё 4- А чем плохо? Кроликов нет?
1 Это ничем не подтверждённая догадка. 2 Бедного Копатыча всё равно пчёлы покусали, а бедным пчёлам негде жить. 3 Целая лавина, засыпавшая дома до крыш, никуда до конца зимы не денется. Да и не факт, что к следующей зиме вся растает. Смешам теперь негде жить, нечего есть. 4 Тем, что персонажи осознали свою незначительность. Концовка не прям плохая, но печальная.
Конечно, не все, а многие, ведь иногда смеши поступают неправильно и Бог их наказывает.
Если богу есть за что из наказывать, значит смешарики не безгрешны, значит в раю они никак не могут проживать.
Могут. Если всё соединить, они живут там, но грехи, смертные, которые в сценариях Лебедева есть. Рай просто несколько необычный.
_________________ Искатель вырезанных сцен из "Смешариков" и разных вариантов - это я! У меня все любимые Смешарики. Автор сообщества Смешарики: они повсюду!!
Религиозная принадлежность круглых героев - извечная тема для этого форума. Недавний ролик пользователя Artyom на канале Кузинатра внезапно осенил меня и сподвигнул поставить точку в этом вопросе. Итак, вне всяких сомнений, смешарики - тенгриане.
Что же такое тенгрианство?
Цитата:
Тенгриа́нство, или тенгри́зм, — неологизм, обозначение средневековой этнической религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей и Центральной Азии, в которой, особенно на уровне государственного культа, высшим считался Тенгри — обожествлённое небо.
Сейчас тенгрианство также существует как неоязыческое направление, отдельные диаспоры есть по всему Востоку. Возможно, в одной из таких и живут смешарики. Версия о том, что место жительства смешариков - северный Кавказ, является одной из излюбленных. Сходятся как минимум климат и ландшафт. А по официальной версии сценариста Дмитрия Яковенко, смешарики так и вовсе казахи: viewtopic.php?f=0&t=7502&p=151250&hilit=%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD#p151250. Теперь обращаемся к религиозным практикам героев. Как уже было указано в цитате, тенгрианство - это культ Тенгри, обожествлённого неба. Уранический, если угодно, культ. Религиозная традиция смешариков также безусловно имеет уранический характер. Самый яркий пример - серия "Право на одиночество". Бараш обращаются к Силам Небесным:
Цитата:
Силы Небесные! Если вам не безразлична судьба искусства, сделайте так, чтобы я остался в полном одиночестве!
И небесные силы исполняют его просьбу. В таких сериях, как "Метеорология", "День справедливости", "Щедрое небо", "Несколько мелочей на фоне природы", также можно проследить взаимодействие смешариков с некой уранической, небесной силой, поочерёдно меняющей гнев на милость в зависимости от характера взаимодействия с ней круглых героев. "Жмурки и ангелы", кстати, в том же списке, хотя и термин "ангел" явно восходит к христианству, как и эпизодические моменты, когда Копатыч осеняет себя крестом или Пин читает католическую молитву. Тем не менее, бог смешариков, если таковой есть, явно тенгрианский. Делимся мнениями.
Я бы предложил на минутку отстраниться от фанатской игры и употребить фантазию не на изобретение теорий, а на понимание того смысла, который закладывали в ту или иную серию сами авторы. (Правда, зачастую поиск смысла оборачивается его "вчитыванием", т. е. все той же фанатской игрой. Что ж, каждый играет, как может.)
Sergio писал(а):
"Жмурки и ангелы", кстати, в том же списке, хотя и термин "ангел" явно восходит к христианству, как и эпизодические моменты, когда Копатыч осеняет себя крестом или Пин читает католическую молитву.
По сути, религиозный опыт прямо изображен только в двух сериях - "День справедливости" и "Жмурки и ангелы", причем опыт этот именно христианский и никакой иной. Христианская проблематика составляет ядро этих серий.
В центре "Дня справедливости" извечный вопрос теодицеи, оправдания бога. Образ Пина рифмуется с образом праведного Иова: и тот и другой, усомнившись в божественной благости, дерзают вызвать бога на суд. Но на глубине отчаяния происходит внезапная встреча с богом, которая полностью преображает героя. Бунтовщик познает "неисповедимую" божественную справедливость, превосходящую все "нормальные" представления о добре и зле, и смиренно принимает волю господа.
Другая важнейшая тема серии - тема художника, и она тоже дана в религиозной интерпретации. Пин смотрит на свое изобретение не просто как на ответственное дело, но как на пророческую миссию. Его цель - перенести частичку горнего мира, мира звезд и метеоритных дождей, на землю, создать "искрящий фонтан чувств", который бы приобщил зрителей к высшей реальности. Искусство такого уровня недоступно обыкновенному человеку: принять пророческое призвание значит всецело отвергнуть себя, сделаться послушным орудием в руках бога - стать святым. Шестикрылый серафим вырывает у поэта язык "и многословный и лукавый", чтобы заменить его "жалом мудрыя змеи". Так и Пину, чтобы стать настоящим художником, поневоле приходится пережить мучительный процесс потери и обретения, смерти и воскресения.
Серия "Жмурки и ангелы" рассматривает религиозный опыт в его связи с этикой. Происшествие, чуть не стоившее Кар-Карычу жизни, убеждает его в существовании ангела-хранителя (прозрачный символ бога); мысль об ангеле обостряет его нравственное чувство, заставляет взглянуть на себя со стороны. В Кар-Карыче происходит внутренний переворот: он признается другу в совершенной им подлости - приносит покаяние (по-гречески metanoia - изменение ума): отношение его к себе и окружающим отныне не будет прежним. Кар-Карыч говорит "спасибо" ангелу не столько за спасение жизни, сколько за пробуждение от духовного сна и обретение подлинной гармонии. Искренняя вера Кар-Карыча изображена по контрасту с лукавой верой Лосяша. Лосяш вносит в свои отношения с ангелом недопустимый формализм, воспринимая ангела как некоего чиновника, карающего своего подопечного за каждый мелкий проступок. Основанный на понятии выгоды (do, ut des - ты мне, я тебе), формализм Лосяша в корне расходится с принципом свободы, лежащем в основе отношений Карыча с его ангелом.
Что интересно, в обеих сериях отсутствует зримый образ бога. Все, что мы узнаем о боге, мы узнаем из представлений героев о нем, представлений, безусловно, христианских. Все "чудеса" в этих сериях без труда могут быть списаны на "простую случайность" (что и делает Лосяш, который, кстати, противостоит главным героям в обеих сериях). Гораздо более важным оказывается само отношение героев к этим событиям. Падение метеорита приводит Пина к бунту против бога, и в этом бунте он неожиданно встречает бога. Счастливое спасение Кар-Карыча заставляет его вспомнить о совести, обращает к молитве. Таким образом, в центре сюжета обеих серий находится не проблема бога, а внутренний мир верующего человека, его поиски, сомнения и надежды. Здесь подмечена, как мне кажется, важная черта христианства, да и всех великих религий, - глубоко личный характер отношений с богом. В долине смешариков, как и в нашем мире, бог присутствует в сердцах тех, кто в него верит.
"Жмурки" и "День справедливости" являются, похоже, единственными сериями, в которых изображено религиозное сознание ("Фаталисты" и "Индийский чай" не в счет). Сверхъестественные силы, время от времени дающие себя знать в других сериях, вряд ли как-то связаны с богом и необходимы авторам для постановки конфликтов, не относящихся к религии. Допустим, серия "Не может быть" ставит проблему встречи с абсолютной инаковостью и готовности ее принять; в "Иллюзионисте" Лебедев исследует массовый психоз. В "Метеорологии" остроумно сопоставлены мифологический и рациональный типы мышления; эту же тему продолжает "Край земли", а "Щедрое небо" варьирует ее в абсурдистских тонах. В таких сериях, как "Два волшебника", "Куда приводят желания?", "Право на одиночество", "Слишком быстрый" и т.д., фантастика играет роль сюжетной функции и нужна в чисто назидательных целях (ну и, разумеется, ради феерии). Во всех перечисленных эпизодах богом и "демиургом", если хотите, выступают сами сценаристы, которые изучают своих героев, помещая их то в одну, то в другую ситуацию. Смешариковский бог тот еще экспериментатор.
Ну и уж совсем не к месту
Отдельно стоит сказать о серии "Фонтан", религиозная интерпретация которой напрашивается сама собой. "Фонтан" - эксперимент с формой притчи. Иносказание здесь возведено в главный принцип: каждый образ имеет символическое значение, каждое слово содержит подтекст. Сюжет серии строится на двух архетипических образах: воды и сада. Вода - первоэлемент бытия и символ духовной энергии, наполняющей мир. Сад - символ дела жизни: "Когда человек был поселен в саду Эдема, это было ut operaretur eum, - дабы и он работал". Сад также символ человеческой души (вспомним виноградник из евангельских притч). Сад нужно возделывать и орошать, чтобы он принес добрый плод, - отсюда слово культура (cultura animi - возделывание души). Фонтан - оформление безликой водной стихии, оживляющей сад, символ красоты, происходящей из полноты жизни, символ переливающейся через край благодати, в какой-то мере символ святости. Фонтан скрашивает рутину повседневного труда, воодушевляет других на заботу о своем саде (каким бы крошечным он ни был), поддерживает в страшную засуху, когда нечего пить, и утешает тех, чье дело, несмотря на все труды и все самоотвержение, так и не принесло плода.
Вообще вселенная смешариков кажется слишком гибкой для построения по-настоящему убедительных теорий. Она меняется от серии к серии, как вздумается сценаристам, которые почти не ограничены в своей фантазии. Что действительно заслуживает теорий, так это социальный смысл каждой серии - как в смешариках отражается наша человеческая жизнь и что смешарики говорят нам о нас самих.
_________________ смешарики как универсальный язык
Ясное дело, что сценаристы Смешариков, будучи носителями христианской системы ценностей (даже если они неверующие), вряд ли вкладывали в м/с иные религиозные мотивы. Но благодарю за столь детальный очерк для темы, имеющей, в целом, не слишком серьёзный характер.
Предлагаю перенести посты в тему "Бог в мире смешариков" (или любую другую, охватывающую религиозный вопрос во франшизе). Всё равно, кроме Захара, здесь никто не отписался, да и тема узкая.